Повышение самооценки учащихся с ОВЗ
Определяющим фактором развития личности ребенка является его самосознании – понимание себя как личности, своих качеств, отношения к себе окружающих и причин такого отношения. Самосознание непосредственно проявляется в самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои возможности и недостатки, свои достижения и неудачи. Самооценка личности ребенка, являясь регулятором поведения, напрямую оказывает влияние на его внутреннее состояние, деятельность, поведенческие реакции, взаимоотношения в коллективе. Неправильная самооценка ведет к большим личностным и коммуникационным проблемам.
Особую актуальность проблема самооценки приобретает, когда речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей самооценка определяет успешность их социальной интеграции, поэтому изучение особенностей ее формирования и коррекции имеет особое значение. В связи с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов у учащихся с ОВЗ самооценка своеобразна и больше, чем у обычных детей, зависима от мнения окружающих его людей. Согласно исследованиям ученых, формирование самооценки детей с ОВЗ сильно отстает от нормы, отличается упрощенностью, противоречивостью, неустойчивостью.
Низкая самооценка детей является причиной многих конфликтов в школе. Если дети не воспринимают себя положительно, им трудно испытывать такие же чувства по отношению к другим.
Рекомендации по развитию адекватной самооценки у детей с ОВЗ:
1. Не ограждайте ребенка от ежедневных дел и обязанностей, не решайте за него все проблемы, однако и не перегружайте его. Пусть он примет участие в уборке, получит удовлетворение от труда и заслуженную похвалу. Старайтесь ставить перед ребенком такие задачи, которые ему под силу: он должен почувствовать себя ловким, умелым и приносящим пользу.
2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, если он это заслужил.
3. Подбирайте адекватные виды похвалы и наказания, тогда и самооценка ребенка будет адекватной.
4. Поддерживайте инициативу ребенка.
5. Демонстрируйте сами пример адекватного поведения в случае успехов и неудач.
6. Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Лучше сравнить его с самим собой: какой он был сегодня, и какой он будет завтра.
7. Следует как можно реже наказывать ребенка. Лучше сделать замечание за какой-то определенный поступок, а не в целом.
8. Знайте, что негативная оценка плохо влияет на интерес и творческие успехи.
9. Ведите доверительные беседы с ребенком, анализируя его поступки.
Любите своего ребенка мудро – любите его таким, какой он есть.