Для слабовидящих
Настройки для слабовидящих
Размер шрифта
Цвет сайта
Межстрочный интервал
Межбуквенный интервал
Изображения сайта
Начертание шрифта
Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания
Главная / Советы психолога / 5 техник как научиться давать конструктивную критику

Советы психолога

« Назад

5 техник как научиться давать конструктивную критику  18.01.2022 15:36

Умение давать конструктивную критику — это целое искусство, которое необходимо освоить каждому из нас, потому что мы сталкиваемся с этим каждый день: на бытовом или профессиональном уровне. Человек, не умеющий правильно критиковать, будет иметь не лучшие взаимоотношения с окружающими. Так что не имеет значения, на кого она направлена, близкого человека, ребенка или коллегу по работе, делать это нужно с умом.

Что такое конструктивная критика?

Конструктивная критика — это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека. Эта форма критики существует, чтобы помочь человеку стать лучше и при этом не задеть его самооценку. Это скорее дружеское отношение, при котором критика направлена не на личность человека.

Ученые говорят, что жесткая критика вызывает негативный эмоциональный всплеск, что ведет к еще большему количеству ошибок и чувству вины.

Научитесь общаться в дружеской манере и не понижать самооценку собеседника. Для этого существует несколько техник:

1.Примените технику сэндвича.

Она позволяет устранить все негативные последствия обратной связи. Ее структура достаточно проста:

- начните с перечисления сильных сторон, каждый человек их имеет, в том числе у него есть и некоторые достижения.

- дайте обратную связь, скажите о том, что нужно усовершенствовать в работе человека. Будьте спокойны.

- закрывайте диалог (монолог), завершите разговор перечислением преимуществ, которые человек получит, если прислушается к вам.

Заметьте, что никаких негативных фраз данная техника не допускает. Вы концентрируете внимание собеседника на его успехах в прошлом и указываете на то, что сделать, чтобы они продолжились в будущем.

2. Используйте структуру «Прозрачность, вовлечение, улучшение (ПВУ)»:

- старт: начните разговор, будьте честны и откровенны относительно проблемы, которая вас беспокоит.

- опишите проблему, как можно короче.

-поделитесь своей стратегией, опишите человеку, как именно собираетесь обсудить проблему.

- очертите схему предлагаемого процесса, настаивайте на том, что шаги с седьмого по двенадцатый наиболее важны.

- дайте обратную связь, спросите у человека, согласен ли он с такой структурой или нужно что-то изменить.

-инициирование, собственно, начало.

- описание проблемы, опишите, что вас беспокоит относительно проблемы.

- расскажите о деталях, описание общей картины достаточно полезно, но дьявол кроется в деталях, поэтому укажите на них.

-дайте обратную связь, закончите свой монолог и вовлеките человека в разговор.

- получите обратную связь, выслушайте мнение человека.

- получите согласие, если согласие получено, обсудите в деталях, что человек будет делать в скором времени.

- расскажите об улучшении, не забудьте указать человеку на то, какие выгоды получит лично он.

- закрытие разговора.

Техника кажется сложной только на первый взгляд. Главное — заранее сказать о том, в чем будет заключаться разговор, как будет протекать во избежание неожиданностей.

3. Поддерживайте соотношение: надежда/мечта/критика.

Есть три элемента, которые должны находиться в гармонии во время конструктивной критики. Каждый человек на что-то надеется и о чем-то мечтает. Укажите, что он сможет получить все это, если будет работать над собой. Любой дисбаланс в этой структуре приведет к тому, что человек либо станет неуверенным в себе, либо слишком самоуверенным и тут уже непонятно, что хуже.

Выясните, что мотивирует человека. Это первое, о чем нужно задуматься.

4. Избавьтесь от ненужной критики.

Человек может совершить массу ошибок, но не нужно указывать на все. Скажите о ключевых. Не каждая порция критики необходимая и полезная. И не забудьте о том, что вы советуете, а не ругаете.

5. Оставайтесь нейтральным: оставьте свои эмоции.

Никто не застрахован от того, что его не захлестнут эмоции. Даже если вы все четко продумали, человек может ответить с некоторой агрессией. И если вас это зацепит, то начнется перепалка. Ни в коем случае не допускайте такого. До начала диалога приведите свои эмоции в порядок и заранее решите, как будете реагировать в случае агрессии собеседника.

По вопросам конструктивной критики можно обратиться к психологу комплексного центра по телефону 2-15-08.